Толкование пяти самых пугающих жаргонизмов

Невидимые руки, банки-зомби, хищническое ценообразование... Иногда экономические понятия пробуждают в человеке чувство страха. Тем не менее Дэн Лапидус не побоялся разъяснить самые, пожалуй, жуткие из них.

Экономический жаргон — штука пугающая. Любому, кто в нем не разбирается, некоторые термины покажутся монстрами из ночных кошмаров. В надежде успокоить читателей, я дал толкования самых страшных понятий. 

1. Творческое разрушение

При этих словах у многих всплывает в памяти «День независимости». Однако этот термин не подразумевает пришельцев с творческим подходом к уничтожению достопримечательностей. «Творческое разрушение» — это перемены в обществе, которыми сопровождается внедрение на рынок всякого рода новинок. Вспомните, например, как смартфоны пришли на смену старым «телефонам-кирпичам», как изобретение холодильников избавило нас от необходимости окружать еду кубиками льда или, в конце концов, как рождение Netflix привело к краху DVD. Новое приходит на смену старому. Магазины видеодисков, например, прогорели из-за того, что все больше и больше людей смотрят фильмы по сети. Одним словом, в основе «творческого разрушения» лежит удовлетворение потребностей общества через извлечение наибольшей пользы из наименьшего количества ресурсов.

2. Невидимая рука

Хотя в «Паранормальном явлении» (этот фильм, кстати говоря, является самым кассовым в истории) тоже есть невидимая рука — то ли призрак, то ли домовой, который двигает мебель, игнорируя правила фен-шуя, — рассматриваемое нами понятие не имеет к ней никакого отношения. «Невидимая рука» — это сила, которая теоретически способствует максимизации общественного богатства. По словам Адама Смита, люди должны иметь полную свободу торговли. Неограниченная конкуренция снижает цены до минимально возможного показателя, в результате чего выигрывают как покупатель, так и продавец. Кстати, раз уж мы упомянули двигающуюся мебель, давайте рассмотрим, как работает «невидимая рука» на примере мебельных магазинов. Все они конкурируют друг с другом, однако если один из них выставит свой товар по более низкой цене или решит продавать то, что не в состоянии предложить другие (раскладной диван, например), люди будут покупать у него гораздо охотнее, и прибыль хозяев этого магазина будет превышать доход владельцев других торговых точек. Как мы видим, ничего страшного в этой «невидимой руке» нет. Ее влияние на рынок — типичный пример действия закона спроса и предложения.

3. Хищническое ценообразование

Подобное название навеяно чудовищно низкими ценами, наблюдаемыми на рынке. «Хищническим ценообразованием» называются ситуации, когда цена на товары одной фирмы настолько мала, что у конкурентов нет никаких шансов добиться расположения клиентов. Хотя подобная тактика считается противозаконной, в истории достаточно случаев ее применения. Взять, хотя бы, конфликт между Францией и сайтом Amazon, произошедший в 2009 году. Суть вот в чем: бесплатная доставка во Франции нелегальна. Однако когда правительство потребовало введения платы за доставку, сайт ответил отказом. В наказание Amazon был вынужден отдавать в государственную казну по 1000 в день. Хозяева сайта не особо расстроились, так как подобная потеря не шла ни в какое сравнение с убытком, который они могли бы понести, лишившись клиентов. В конце концов правительством Франции был принят закон, запрещающий бесплатную доставку в любой форме. Amazon пошел на хитрость и начал брать по центу за каждый товар, сведя усилия правительства по поддержанию конкуренции на нет.

4. Гистерезис

Хорошее название для зомби-вируса, не так ли? На самом деле «гистерезис» представляет собой ситуацию, когда одна единственная проблема влияет на всю экономику. Возьмем, например, безработицу. Вызывает ли это слово у вас чувство безысходности? Конечно вызывает. Как известно, экономический спад деморализует людей, ведет к деградации их умений. Они в перспективе лишаются возможности найти работу. От этого не застрахован никто. Но хуже всего то, что люди привыкают к свойственному безработным образу жизни, он становится нормой и так ею и остается, даже после того, как экономика вошла в прежнее русло. Безработные медленно превращаются в эдаких зомби. Получается что-то вроде «28 дней спустя», только в этот раз режиссер — не Дэнни Бойл.

5. Банки-зомби

Кстати о зомби... Целые банки тоже вполне могут стать жертвой инфекции. Банк считается «зомбированным», если он функционирует, несмотря на превосходство обязательств над активами. Как правило, подобные банки поддерживаются на плаву правительством или другими организациями. Вот и получается: банк и «жив», и «мертв». Прямо как настоящий зомби. Мозгииии...